вторник, 5 января 2016 г.

Вежливый Бизнес с Китаем. Часть 2.

 

Коллеги, здравствуйте!
В рамках сервиса "Вежливый Бизнес" мы предлагаем консультации по деловому этикету и протоколу.
Сегодня мы продолжим знакомиться с национальными и культурными особенностями Китая - нашего "стратегического партнёра".











ЗВАНИЯ И ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ
Китайцы обычно весьма ревниво относятся к обращениям, определяющим социальный  статус человека, поэтому возьмите за правило при любом удобном случае, обращаясь к своему собеседнику, произносить «генерал», «член комитета», «директор» или «начальник бюро». Никогда в деловой сфере не обращайтесь к китайцу только по имени!
Для европейцев, незнакомых с системой китайских имен, бывает довольно трудно понять, как обращаться к китайцу: чтобы избежать путаницы многие китайцы пишут на визитках английское имя и китайскую фамилию (Алекс Фэн). 
Китайские женщины не берут фамилию мужа, поэтому не стоит удивляться, если хозяин дома по фамилии Фэн представит вам свою жену — госпожу Ван.

Еще одна специфическая проблема, которая может возникнуть при общении с китайцами, это сложность идентификации пола при общении по переписке.
Большинство южан и зарубежных китайцев подписываются так, как было описано выше: английское имя + китайская фамилия, поэтому легко понять «мистер» или «миссис» (мисс) перед вами. 
Однако, есть довольно большой процент китайцев, которые подписываются только китайским именем, и в переписке можно спросить у вашего партнера: мужчиной или женщиной он является.

Обращение, если оно на китайском языке, имеет следующий вид:
Фамилия + титул, «Фэн сяньшэн». Но вполне уместно и обращение на английском «мистер  Фэн».
Основные формы обращений:
Мистер/господин - Сяньшэн
Мисс/госпож - Сяоцзе
Миссис/незамужняя дама - Тайтай
Госпожа (деловое обращение) - Нюйши

Китайцы очень часто обращаются друг к другу по должности или профессиональному титулу: «Директор Фэн», «Председатель Ма», вы также можете обращаться к ним по профессиональной принадлежности.
Работая с китайцами, постарайтесь переделать своё имя на более короткое и удобное для произношения и для запоминания китайцами.

ОДЕЖДА
Отправляясь на переговоры с китайцами, не бойтесь дорого выглядеть – богатство и дорогие вещи очень престижны в Китае. Старайтесь максимально придерживаться делового стиля одежды. Мужчинам стоит приходить в дорогих темных консервативных костюмах, рубашках и при 
галстуках. Женщинам - в костюмах нейтральных цветов с высоким воротничком, и никаких мини-юбок и высоких каблуков. Избегайте излишеств в аксессуарах, украшениях, парфюме и  косметике.

ПОДАРКИ
В Китае принято обмениваться подарками с коллегами по бизнесу. 
Чем больше сделка, тем ценнее подарки. Подарки дарятся в конце переговоров. 
Если вы дарите подарки индивидуально каждому партнеру, дарите их в том же порядке, в каком они были вам представлены. 
Можно дарить подарок группе - в этом случае, он вручается главе группы. 
Китайцы имеют обыкновение приглашать на заключительную церемонию подписания контракта людей, которые не принимали непосредственного участия в переговорном процессе, но которые важны для ваших непосредственных партнеров: вице-президента фирмы, начальников отделов и управлений или их замов. Поэтому лучше иметь 2-3 комплекта подарков про запас, чтобы избежать неловкости при вручении подарков, не поставить себя в неловкое положение, если кому-то не достанется подарка. 

Избегайте подарков чрезмерно дорогих, если только вы не заключили очень крупную сделку.
Вручая подарок, держите его обеими руками. 
Подарок в Китае сразу не разворачивают - здесь это не принято. 
Для китайцев, особенно для пожилых и солидных людей, вполне нормальным считается отказываться два-три раза от подарков. 
Желательно, чтобы подарок был из той страны, откуда вы приехали - китайцы будут очень рады.

Наиболее распространенные подарки:
  • Ручки.
  • Значки.
  • Зажигалки.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Книги.
  • Картины в рамках.
  • Сувениры для дома.
  • Импортный женьшень (очень популярный подарок в Китае).
  • Электроника (мобильные телефоны, плееры, калькуляторы).
  • Китайцам, изучающим русский язык, можно подарить толковый словарь русского языка или книгу знаменитого русского писателя.
Подарки, которые НЕ стоит дарить:
  • Столовое вино западного типа, оно у китайцев не в почете.
  • Часы - этот подарок может рассматриваться как пожелание смерти человеку.
  • Фрукты - дарить фрукты малознакомым людям — оскорбительно, так как это подарок бедным людям.
  • Нельзя дарить подарки в количестве 4, 40 или в любом количестве, содержащем цифру 4 (написание иероглифа "4" напоминает написание иероглифа "смерть")
  • Нельзя дарить зеленых головных уборов - это намек на то, что кто-то в семье изменяет своей половине.
  • Острые предметы - это рассматривается как угроза дружбе.

Цветы традиционно дарятся людям, лежащим в больнице (или выписывающимся), а также на похороны. Однако эти традиции меняются со временем, но до сих пор остается обычай дарить людям цветы в четном количестве.

Подводя итоги, хотим указать на следующие нюансы:

1. Китайский менталитет сильно отличается от европейского, и это надо учитывать при работе с китайскими компаниями
2. Наиболее близкие по характеру и манере поведения к китайцам: вьетнамцы, корейцы, но, ни как не японцы
3. Не ждите, что китайцы буду давать прямые ответы на ваши вопросы.
4. У китайцев принята коллективная ответственность, поскольку они все считают себя частью одной большой семьи, и не важно, что они под этим подразумевают: свою деревню, город, компанию или страну
5. То, что у нас считается хитростью и изворотливостью, а иногда и ложью – для китайцев принятые нормы поведения
6. Китайцы очень наблюдательные и хорошо чувствуют, когда вы сами говорите им неправду, или готовы идти на уступки в деловых сделках
7. Будьте терпеливы при общении с китайцами. Если у нас принято «Время – деньги», то китайцы к этому относятся снисходительно. Но при этом, им удивительным образом удается поддерживать положительный имидж своей компании. 
Если они чувствуют, что могут потерять перспективного клиента – то с легкостью идут большие уступки.
8. Китайцы как никто другой из представителей азиатский стран подвержены "брендомании". Поэтому если хотите произвести впечатление на китайского партнера – выберите для первой встречи строгий дорогой костюм темных расцветок и дорогие аксессуары. 
Рекомендация для женщин: не стоит на встречи с китайцами надевать туфли на высоком каблуке, китайцы не очень любят, когда кто-то выше их ростом, хотя впрямую об этом не говорят. Но лучше не создавать дискомфортных условий для своего китайского делового партнера

9. Не пытайтесь обмануть китайскую сторону в том, чего вы не сможете сделать  - китайцы не только любознательны, но еще и очень практичные люди, которые привыкли все проверять и перепроверять. Обещайте только то, что действительно можете сделать.
10.  Китайцы очень строго соблюдают субординации, и очень удивляются, когда на переговорах низший по рангу вступает в переговорный процесс без одобрения своего руководителя. Для них такое поведение не типично и является признаком того, что в компании не признают авторитет руководителя. Будьте очень внимательны в этом вопросе!
11. Не смотря на то, что сейчас многие китайские менеджеры прошли обучение и в Европе, и в США, не стоит обольщаться на предмет, что они начали думать так же как, и европейцы или американцы. В Китае существует поговорка: «Испить европейских чернил», которая означает: «Узнай, как работают другие, как они мыслят, что бы потом обратить эти знания против них же самих»
12. Лучшее время для деловых поездок в Китай – апрель-июнь или сентябрь-октябрь. Никогда не назначайте деловую встречу в период Нового лунного года, так как в этом период практически все компании закрываются на две недели.
13. Рабочая неделя в Китае длится с понедельника по субботу, Рабочий день - с 8.00 до 17.00
14. При налаживании деловых отношений с китайцами подойдут любые коммуникационные каналы: выставки, форумы, электронные письма, телефонные звонки и т.д. 
Если вы заручитесь поддержкой человека, которого они уважают и знают – то первичные деловые переговоры не будут столь длительными и утомительными для вас.

15. Отправляясь в Китай, не забудьте сделать достаточное количество визитных карточек для всех участников переговорного процесса. Для китайцев наличие визитной карточки – признак престижности и солидности.
16. Китайцы очень быстро реагируют на любые запросы, отправленные им по электронной почте, практически в течение нескольких часов вы получите ответы на свои вопросы. 
17. Не смотря на то, что китайцы трудоголики, мало кто из них задерживается на своем рабочем месте после окончания рабочего дня. Они умеют выявлять и отсекать всё лишнее, не относящиеся к работе
18. Китайцы любят подарки и радуются им как дети. Но подарки следует дарить строго по рангам. Подарить одинаковые подарки главе компании и менеджеру среднего звена – проявить неуважение в первую очень к главе компании. Лучше подарить один дорогой подарок китайской компании по принципу «Компания-Компании». Китайцы это оценят.
19. Находясь в ресторане или кафе, помните – в Китае не принято оставлять чаевых, и во многих заведениях можно увидеть табличку на английском языке: «Наш персонал зарабатывает достаточно, чтобы не брать чаевые».
20. По сложившейся традиции женщины в Китае не пьют алкогольные напитки. И если деловой обед походит в официальной обстановке, женщина может принять предложенный ей бокал с крепкий напиток, но при этом следует сделать только один глоток и отставить его в сторону. В менее официальной обстановке, например, на фуршете, женщинам разрешено употреблять спиртные напитки наравне с мужчинами, но следует знать меру.
21. Во время обеда о делах говорить не следует, и никогда не приступайте к еде до того, как это сделает это хозяин приема.
22. Если во время приема вам предложили палочки для еды, а не привычные для нас европейские столовые приборы, то после окончания трапезы палочки следует положить рядом с чашкой на специальную подставку. Ни в коем случае не кладите их параллельно друг другу поверх чашки – для китайцев это дурная примета.

23. Будьте наблюдательны и сдержаны – как ни странно у китайцев можно многому научиться,  и не только в плане ведения бизнеса, но и в плане отношения к жизни в целом.


В статье использованы материалы журнала "Деловой Протокол и Этикет".
Сайт: http://protocolonline.ru


"Вежливый Бизнес" поможет Вашей компании установить и поддерживать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с зарубежными партнёрами!
_________________________________________________________________
У вас есть вопросы по сотрудничеству?
Вы можете задать их по тел. +7-919-333-9933 
или написать нам на почту mgn.council@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий