понедельник, 12 декабря 2016 г.

"Как правильно отказать в просьбе"

Добрый день, коллеги! 
Сегодня мы продолжаем тему "манипуляций" - в бизнесе и повседневной жизни.
Хочу поделиться с Вами весьма интересной статьёй эксперта в области этикета и протокола - Ивана Сергеевича Арцишевского.

"Как правильно отказать в просьбе"
К взаимовыручке мы все относимся по-разному. 
Есть две полярные позиции: одна – исключительно жесткая, прагматичная и зачастую бесчеловечная: «мне это невыгодно», «твои проблемы – это только твои проблемы», а также «никто никому ничего не должен». 
А на другом полюсе – безотказные люди, которые вообще не умеют говорить «нет» и исполняют все просьбы подряд в ущерб себе. Такая безотказность обычно сильно усложняет им жизнь.

И между этими двумя крайностями располагается вся остальная человеческая деятельность, в которой существует и этика бизнеса, и здравый смысл, и справедливость, и дружеская помощь и просто хорошие отношения.  
Конечно, ближнему надо помогать, особенно в наше непростое время. Кстати, альтруизм и взаимопомощь часто встречаются даже среди животных. Но помощь помощи рознь.
Наверняка любой из нас бывал в ситуациях, когда выполнить чью-то просьбу нет возможности или желания, а отказаться – как-то неудобно. Или чувствуем, что нас цинично используют,  и не умеем противостоять манипулятору. 
Вспомним несчастного слабохарактерного Бузыкина из кинофильма «Осенний марафон» – он не умел говорить «нет».
Как же корректно отказать в просьбе, чтобы человек не обиделся?
Для начала надо оценить ситуацию и ответить самому себе на несколько вопросов:
  • Кому это в итоге нужно?
  • Могу ли я вообще отказаться выполнить просьбу?
  • Что я получу, если выполню просьбу, и что потеряю, если не выполню?
И еще один непростой вопрос (но он особенно важен в деловых отношениях): что я потеряю, исполнив просьбу? 
Например, если помощь другому будет в ущерб своей собственной работе, а также вашему времени, здоровью, личным средствам, своей семье – стоит расставить приоритеты и решить, что для вас важнее.
Если к вам слишком часто обращаются с просьбами, а вы не знаете, как отказать, боитесь обидеть человека или показаться черствым и выполняете все просьбы в ущерб себе, стоит задуматься о том, как правильно защищаться. 
Но чтобы научиться говорить «нет», надо осознать, что просящий часто (сознательно или интуитивно) просто манипулирует вами. Иными словами, он играет на ваших слабых местах,  вынуждая делать что-то в своих, а не ваших, интересах.
Любимый прием манипуляторов – вызывать в вас жалость постоянными рассказами о своих несчастьях и проблемах, так что вы скоро почувствуете себя виноватым в собственном благополучии и будете просто вынуждены броситься на помощь.
Еще один прием называется «мы же с тобой друзья» — и вы опять не можете не помочь, потому что иначе какой же вы друг? Однако настоящий друг вряд ли будет регулярно обращаться к вам с просьбами, которые, как он знает, отнимут у вас время и силы или пойдут вразрез с вашими принципами и интересами.
С такими манипуляторами нужно бороться их же методами: на все рассказы о тяжелой доле отвечайте своими рассказами, еще более душераздирающими. 
Если  регулярно напоминают о дружбе, можно выразить надежду, что ваш собеседник, как настоящий друг, сам откажется от своей просьбы, так как понимает, насколько для вас это неудобно, и так далее.
Истинный манипулятор в такой ситуации очень скоро начнет раздражаться, проявлять обиду, агрессивно «наезжать». А агрессивному человеку отказать в просьбе уже гораздо легче.
Какими же словами надо отказывать, чтобы получилось вежливо и не обидно?
Кстати, умение говорить «нет» очень важно для руководителя.
При отказе мы часто делаем две основные ошибки:
1) Слишком неопределенный отказ, который можно принять за согласие (например, «я подумаю…», «посмотрим…»). Лучше честно, но вежливо сказать, что вы не сможете выполнить просьбу, чтобы человек зря не надеялся. Отговорки – это, по сути, обман, отсрочка, но принимать решение все равно придется, рано или поздно.
2) Отказ без всяких объяснений. У просящего создается впечатление, что вы от него просто отмахиваетесь.
Психологи не рекомендуют начинать свой отказ со слова «нет». 
Правильный отказ состоит из четырех частей:
  • Сначала нужно сказать, что вы понимаете важность просьбы, а если это деловое предложение – оцените его и поблагодарите.
  • Потом нужно сказать, что были бы рады исполнить просьбу, если бы имели такую возможность. И при этом обязательно коротко объясните, почему исполнить ее никак не можете. Существуют разные варианты убедительных причин: отсутствие времени, загруженность работой, неопытность в данном деле. Можно переложить всю ответственность на третьих лиц (например, начальник требует срочно закончить расчет) или сослаться на объективные обстоятельства.
  • Затем нужно вежливо, но твердо и однозначно отказать: «К сожалению, я не смогу помочь». Важно помнить, что отношения могут испортиться не от слова «нет», а от того, КАК оно будет сказано. В правильном отказе обязательно должно присутствовать сожаление о невозможности исполнить просьбу. Это смягчит отказ и успокоит нашу собственную совесть.
  • Если есть возможность, предложите просящему альтернативу – например, вы сделаете то, что он просит, на следующей неделе.
По материалам сайта www.statusnew.ru
Автор: Иван Арцишевский

#Вежливый_бизнес,#деловойэтикет, #этикет, #переговоры, #манипуляции, #РустамДосаев
_________________________________________________
Сервис "Вежливый бизнес":
- консультации по деловому протоколу/этикету,
- тренинги и семинары по деловому/светскому этикету,
- профессиональный перевод документации.

тел: 8 (919) 333 9933
e-mail: mgn.council@gmail.com
www.facebook.com/attentivebiz
www.vk.com/attentivebiz

Комментариев нет:

Отправить комментарий